Украинский портал технического дайвинга


21

Мои сертификации

5
4
3
2
1
1
1
+380949259045
 
в Киеве: 3612045
 
в Египте:
 
+201925571965
 



Обучение Обо мне Места Курсы Прайс Фото Полезности Контакты
 
Затопленный пресноводный карьер в г.Житомир (Соколовский гранитный карьер)
 

 
 

Водоем представляет собой чашу гранитного карьера,  заполненного водой благодаря подземным источникам. Максимальная глубина, измеренная эхолотом в зимнее время 104 метра. Глубина в центральной части карьера, при проведении нами 3–х глубоких погружений на тримиксе, была отмечена на отметке 99, 8 метра.
Карьер прекратил существование порядка 25 лет назад, но на территории завода, где он находится , по прежнему продолжается обработка камня как из запасов тех лет, так и из сырья, привозимого из других карьеров. Карьер имел общесоюзное значение. Качество и структура гранита были такими, что он использовался исключительно для изготовления валков печатных машин в полиграфии.  Со временем разработка взрывным способом стала все более проблематичной, застройка г.Житомир многоэтажками практически подошла к территории завода. Да и откачивать постоянно прибывающие подземные воды становилось все труднее, и карьер был закрыт.

Карьер имеет структуру чаши, дорога для вывоза породы идет по спирали против часовой стрелки. Перепады высот между уровнями дороги практически отвесные, ровные, глубина перепада по одной вертикали составляет от 20 до 30 метра каждая ступень (в зависимости от расположения).  Дно по уровню дороги достаточно сильно заилено.  Граница дороги выложена по краю дополнительно  большими камнями типа насыпи. Это создает дополнительные проблемы дайверам для ориентирования на глубине 39-42 метра, когда дно после небольшого наклона идет вверх и дайверы без компаса не могут найти свал на следующий уровень 45-55 метров

 

Видимость.  Зимой  отличная, достигающая 25 метров. Я был очевидцем, когда на подледном погружении луч солнца, пройдя через майну, играл ярким пятном на стенке, которая находится на глубине 22 метра. Весной и осенью видимость порядка 10-15 метров. К лету видимость ухудшается за счет дождей, и в граничных к поверхности слоях может быть не более 2 метров.  Особенностью этого карьера является то, что на глубине 38-40 метров стоит слой очень плотной мути. При его прохождении полностью теряется визуальный контакт с напарником, не видно даже 50 Вт HID фонаря.  Планирование погружений рекреационными дайверами на эти глубины полностью лишено смысла.  Для технических дайверов,  совпадение глубоких остановок с этой глубиной несет опасность разделения напарников. Слой является мигрирующим по глубине, но никогда не поднимался выше 36 метров и не опускался ниже 45. Толщина слоя мути также зависит от различных погодных условий и атмосферного давления. Ниже этого слоя видимость резко улучшается и может достигать 5-8 метров. Такая видимость является постоянной по всей глубине от 55 до 100 метров.


Температура воды.  В зимнее время температура неизменная по всей глубине и составляет от +2 град.С  до +4 град.С до дна. В летнее время верхний слой (0-3м) прогревается от +24 град.С до +28 град.С  Температура на участке от 3 до 7 метров понижается до +15 град.С, потом идет термоклин с перепадом до +4 град.С и далее показатель температуры практически неизменный до дна.

 
   

Несмотря на отдаленность от Киева, практически 160 км, карьер является прекрасным местом для тренировочных погружений курсов Advanced Open Water и  Deep Diver. Без проблем можно проводить и занятия в открытой воде курса Open Water, но только в зоне глубин над дорогой. При погружениях в других участках необходимо понимать опасности данного водоема: большое количество торчащих стволов деревьев, остатки арматуры и строительного мусора на дне,  вероятность  проваливания на большую глубину, невозможность контроля скорости всплытия по визуальным ориентирам в толще воды. Дайверам, использующим сухие перчатки, необходимо знать о том, что даже незначительное касание дна руками приводит к порезу перчаток острыми краями тонкого слоя породы, которая разлеталась при взрывной разработке карьера. Под водой имеется одна аномальная зона, на расстоянии 150 м от берега в западном направлении.Глубина 65-45 метров.Стенка карьера наклонная под 50-60 град., ровная, как вроде гребешком с крупными зубьми провели по песку, оставив характерный след шириной 8 метров. В этом месте не работает компас, у меня был отказ VR3 и если задержатся в этом месте, начинаются зрительные галлюцинации, явно не связанные с азотным наркозом. Я планирую в один из своих фан дайвов взять фотоаппарат и с риском его залить (он рассчитан до 40 м) все таки сделать фото этого фрагмента скалы.

 

Наш клуб регулярно проводит на карьере подледные погружения, можно сказать, что эти поездки являются для нас одним из любимых развлечений зимой. При правильной организации дайверов поверхностной поддержки, правильной разметки вокруг майны для ориентирования дайверов (см. фото) эти погружения проходят безопасно и с пользой для наших студентов.

Но основную значимость карьер имеет для технических дайверов. Диапазон глубины до 100 метров позволяет проводить все технический курсы. На сегодняшний день в карьере было подготовлено мною 10 дайверов уровня Advanced Nitrox и  Decompression Procedures Diver, 10 дайверов Extended Range и проведено 2 курса Advanced Trimix Diver TDI. Основная сложность таких погружений – холод, но это позволило мне за годы погружений в этом месте отработать эксклюзивные методики прохождения декомпрессии в холодной воде. С учетом удобного подъезда к воде, удобства одевания на камне у берега и легкого захода в воду, это место стало нашей основной тренировочной базой для занятий техно. Недостатком является то, что в летнее время огромное количество местных жителей на этом техногенном пляже мешает работать, а после себя оставляетт невобразимое количество мусора.

 
   

Нашим клубом при проведении подледных погружений 29 января 2006 года на дне карьера был обнаружен автомобиль «Жигули». Машина стояла на колесах, все скаты надуты, заднее стекло вылетело в результате удара о дно и лежало рядом. Из ценных предметов – в багажнике насос и б\у штанишки.  Номерной знак был свинчен и поднят в коллекцию. В настоящий момент в результате вандальных действий некоторых  «умельцев» по подъему затонувших  предметов, автомобиль перевернули на крышу и он потерял свою привлекательность, как практически единственный Wreck в этом водоеме.

Дополнение от 4.09.09г. По полученной информации от коллег, указанный автомобиль был поднят на поверхность силами предприятия "Соколовский гранитный карьер". Причина подъема - масло и бензин с перевернутого под водой автомобиля загрязняет водоем. AWARE рулит и в Житомире!

 

Отношение к дайверам со стороны охраны на проходной карьера очень положительное, во много благодаря тому, что нами за последние 3 года были спасены 2 утонувших человека и еще до приезда «скорой» возвращены к состоянию «живой» при помощи кардио-легочной реанимации и дыхания чистым кислородам, аварийный запас которого всегда имеется у нас в наличии. Весной 2007 года мы участвовали  в поисковых работах по нахождению тела утонувшего мужчины,  нашли и подняли его на поверхность, тем самым оказав неоценимую помощь местному подразделению МЧС.  

 

Основная тема разговоров, которая не дает покоя всем, кто ныряет в этом месте, якобы стоящий на дне экскаватор. Указывают разные места. Как то раз в прошлом году один подвыпивший житель возраста 50 лет утверждал, что он именно тот машинист, который работал на этом экскаваторе. И что машина там осталась. Указывал пальцем на место. На мой вопрос, что ценного есть в кабине, что можно поднять, последовал ответ: поднимите ковш, там зубья из брони, сейчас очень дорого стоят. Мы после этого не могли собрать снарягу с пол часа. Он так и не понял, от чего у всех нас случилась истерика.

Но если серьезно, по настоящее время крупных объектов не обнаружено, кроме небольшой свалки автомобилей на западной стороне карьера. Об их наличии мы узнали из описания наших коллег И.Андерсона и А.Голки. Если у кого из дайверов есть реальная информация, мы с удовольствием выложим на нашем сайте их рассказы об интересных находках на дне Соколовского карьера.


 
 


Экстремальный портал VVV.RU Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100 Дайвинг - рейтинг DIVEtop

© 2008-2009 All rights reserved. Макет и разработка сайта Andriy Matusevich