Украинский портал технического дайвинга


21

Мои сертификации

5
4
3
2
1
1
1
+380949259045
 
в Киеве: 3612045
 
в Египте:
 
+201925571965
 



Обучение Обо мне Места Курсы Прайс Фото Полезности Контакты
День первый 1.08.2009 г. Богунский карьер, г.Житомир. Мифы, легенды и что есть на самом деле.

 

 

 

Богунский карьер по свидетельству местной прессы является старейшим карьером в г. Житомир. Ему более 40 лет. Всего 6 км от центра города. Согласно легенд, глубина более 80 метров, на дне огромное количество утопленников, место гиблое, на дне невообразимое количество техники со времен выработки гранита. Кроме этого, поговаривают о затопленных автомобилях с людьми. Почитав все это и поговорив с местными жителями, мы очень серьезно подготовились к этой поездке.

Прибыв на место, мы обнаружили очень приятный водоем, с одной стороны окруженный лесом, а с другой стороны луг и милые пляжи с песком и травкой. Сам водоем имеет овальную форму 300 на 400 метров. По всем внешним признакам карьер разрабатывался не классическим способом, с обустройством дороги, которая должна идти по спирали к центру карьера, а просто черпали гранит по принципу рытья котлована жилого дома. Качество гранита низкое, камень сильно слоится, большого количества взрывных работ не проводилось, стенки карьера без характерных для взрывов расщелин и шурфов для закладки взрывчатки. По всем внешним признакам я оценил предполагаемую глубину карьера не более 25-30 метров, а на самом деле она оказалась 20 метров.

 

 

 

Первое погружение мы решили сделать в самом глубоком месте в начале первичной разработки карьера. Машиной к самому берегу подъехать не удалось, и часть пути со снаряжением в руках пришлось проделать пешком по очень живописной тропинке в лесу. Что ожидало нас под водой. Верхний слой воды слегка мутноватый и очень теплый, 24-25 градусов. Термоклин начинается с 5,5 метров и сразу за ним видимость резко ухудшается. Характерный для карьеров слой взвеси (смотрите мое описание Соколовского карьера) начинается с 8 метров и имеет толщину 2 метра. Здесь этой слой настолько непрозрачный, что поднеся к маске свой HID 10W я увидел только нить накаливания лампы. Сразу за слоем мути ниже 10 метров наступает полная темнота, но видимость улучшается до 2-2,5 метров. Температура воды ниже термоклина стандартная для родниковых карьеров - + 4 градуса по Цельсию. Структура дна - плотный густой слой черного ила. В придонных слоях в диапазоне 18-20 метром видимость окончательно падает и составляет 10-15 сантиметров. Проходя эту зону в поисках максимальной глубины, мы с моим верным партнером, обныряв не один сложный карьер, вынуждены были держаться за руки - фонари в такой мути не работают. Вокруг карьера лес, и за 40 лет осенние листья, покрывают поверхность озера, тонут и на дне перегнивают в хороший добротный ил. Что - же на дне? Помойка, хуже которой я видел только озера на Нивках, обследуя кафе на понтонах. Восточная часть карьера, на берегу которой большое количество строений, представляет собой обычную свалку. Что характерно, через каждые 10 метров попадается сетка, зацепившаяся за горы мусора. Чувствуется тяга местных жителей к рыбке. Особенно много так называемых "телевизоров" из синтетической лески. Стены карьера почти отвесные. На дне ни техники, ни любых остатков биологического материала нами обнаружены не были. Дно практически ровное, без перепадов. На дне нет даже остатков гранитной породы, что говорит о плановом завершении работ на карьере в связи с окончанием сырья, а не в результате аварийного затопления.

Второе погружение мы выполнили вдоль западной стенки карьера, которая граничит с лесом. Здесь пейзаж был поинтереснее. Ситуация с видимостью осталась без изменений, зато мы увидели 3 фрагмента автомобилей, Жигули, отрезанные передние части, такие себе четвертушки после распила. Затоплены явно по причине угона авто, чтобы скрыть часть кузова с номером. Порадовало наличие раков, достаточно крупных, что говорит о чистоте воды. Сама вода приятная на вкус, без никакого привкуса сероводорода или гнили. Эта часть карьера свободная от мусора и пластиковых бутылок. Дно ровное, вдоль стенки карьера на 10 метрах небольшая полка по всей западной части.

 

 

 

Какие неутешительные выводы после дайвов: карьер абсолютно не подходит для любительских погружений из-за большого количества опасностей на дне. Сомнительно использовать его и для технических погружений с целью тренировки элементов психологической устойчивости технарей - далеко нести снарягу и еще дальше гнать машину от Киева до Житомира. Да и глубина 20 метров не впечатляет. С учетом находящегося рядом леса (который также местными жителями просто ЗАВАЛЕН пустыми пластиковыми и стеклянными бутылками и прочим мусором) можно делать выезды типа на отдых. Пока любители острых ощущений будут пытаться не потеряться в жутком мутняке, группа поддержки может приготовить в тени шашлычок и полежать на травке. Идеальное место для проведения Дней очистки водоемов - на поверхности мусора реально можно набрать на 3-4 Камаза.

 

 

 
День второй 2.08.2009 г. Крошенский глиняный карьер и Западная часть Соколовского карьера в г.Житомир.

 

 

 
На следующий день мы отправились искать затопленный карьер возле Крошинского кирпичного завода, который судя, по карте из Гугль Планета Земля, достаточно большой по размеру. В процессе поисков мы наткнулись на пейзаж в стиле "Зоны" из романа Стругацких "Пикник на обочине", и я не могу не привести здесь эти фото. Самое интересное, что вокруг этого места катастрофы сидят рыбаки и пытаются ловить рыбу. И она там есть!

 

 

 

Сам карьер порадовал размерами, но не порадовал глубиной и чистотой воды. На противоположной стороне карьера находиться полигон твердых отходов. Сам карьер не глубокий, в центре видно растущие кусты и остатки деревьев, глубина по внешней оценке не может превышать 2 метров, дно очень сильно заилено. Это даже не карьер, а болото. Интереса для дайвинга не представляет вообще. Разве можно показывать его своим студентам на обратной дороге после погружения в Соколовском карьере, как место реальной экологической катастрофы. Мы даже не стали одевать просто костюмы и ласты, что-бы поплавать по поверхности.

А у нас впереди был еще целый день и мы решили провести его в нашем любимом месте - Соколовском карьере. В это воскресенье там не то что подъехать, подойти к воде без снаряги было невозможно. Мне кажется на Лайте в Дахабе ныряет людей меньше, чем я увидел в эти выходные. Это и стало поводом искать дорогу на Западную сторону карьера. Дорога была найдена, и черпанув несколько раз днищем моей Субару по неровностям дороги, измазав колеса и двери толстым слоем глины, мы оказались в искомом месте.

Заход в воду немного сложный по причине глинистой породы. Погружение начали непосредственно в 15 метрах от берега и спланировали маршрут по северной стенке в сторону мостика, где мы обычно погружаемся. Двигались по часовой стрелки. На глубине 22 метра при видимости 10-12 метров мы тщательно обследовали два затопленных автомобиля. Это джип, мицубисы паджеро спорт, старой модели. Черного цвета, на 7 посадочных мест. Стоит на колесах, передком в сторону свала. Стекла целые, кроме лобового, которое вылето при ударе и находится на отметке глубже 28-30 метров (предположительно), переднее водительское опущенно, пассажирское закрыто, номерные знаки отсутствуют. Спереди на бампере "кенгурятник" из нержавейки. Правая передняя пассажирская дверь свободно открывается, обеспечивая тем самым проникновение внутрь объекта. Автомобиль был затоплен первым. Рядом, перевернутый на крышу лежит Жигуленок, цвет светло синий. При падении он упал на крышу Паджеро, слегка ее помял и свалился рядом. Внутри автомобилей никаких фрагментов человеческих тел (кости и т.д) не обнаружено. В Жигулях выбиты лобовое переднее и заднее стекло, крыша не помята. Для любителей плавания в сайд маунт отличное место для тренировак по сквозному прохождению объекта. Положение обоих автомобилей на дне прочное, без признаков дальнейшего сползания на глубину. Дальнейшее время дайва мы потратили на плавание вдоль стенки, замерзли окончательно (температура традиционна +4 градуса) и закончили дайв проходом по 6 метровой глубине, согреваясь в воде +21 градус.

Какие впечатления о западной части. Практически полное отсутствие мусора на дне. Если восточная сторона карьера с удобным подъездом где мы обычно погружаемся, представляет собой помойку, да и с видимостью там похуже, то это место очень чистое, видимость достигает 10 метров, очень красивые склоны карьера. Достаточно много рыбы, окунь, стайки плотвы. Место очень положительное и идеально подходит для погружений дайверов начального уровня. Тепло, отсутствие сетей, до 6-8 метров светло и комфортно. И если после моей статьи не найдется еще парочка криворуких поднимателей сокровищ, перевернувших Жигули с колес на крышу на восточной стороне, то мы сможем с удовольствием водить серьезных дайверов посмотреть на затопленные автомобили и на западной стороне карьера.

P.S. 5 августа 2009 года мы совершили фан дайв с коллегами - дайверами из Канады, имеющими опыт погружения в холодной воде. Кроме традиционного прохода по северной стороне карьера, мы обследовали его южную часть в дипазоне глубин от 15 до 5 метров. Двигались против часовой стрелки. Подводный пейзаж в этом месте сильно меняется, доминирует склон, достаточно пологий, структура - белая глина. Большое количество деревьев, веток, поваленных деревьев (коряги). Полное ощущение, что плывешь в лесу, протискиваясь сквозь ветки, но только без листьев. В одном месте, в 30 минутах плавания от западной части, обнаружили свалку пустых баллонов из под фреона для автомобильных кондиционеров. Баллоны рублены топором, чтобы их можно было затопить. Я насчитал более 30 штук. Потом, несколько часов после дайва, мучался вопросом, почему их не сдали в металлолом? Ответ понятен - явно криминальное происхождение партии фреона. Чуть далее, стоит огромная, метров 30 длинной, сеть. Ее вид вызвал у меня улыбку. Любители рыбы, погрузив этого монстра (а по другому назвать эту сеть, шириной 3 метра, назвать нельзя) в лодку, отплыли от берега и на глубине 10-12 метров выставили ее прямо на стоящие там деревья, за которые она зацепилась всеми своими ячейками. Люди явно не знали структуры дна. Попытка вытянуть это изделие увенчалась провалом. По возрасту, стоит она там не более 2-3 лет. Зрелище впечатляющее, но в мутной воде представляет очень большую опасность для неопытных дайверов. Резать ее не стал, так как ячейки все заилены, рыба эту сеть хорошо видит и обходит. Оставил эту сетку стоять, для того, чтобы в дальнейшем показывать ее дайверам во время развлекательных погружений.

Экстремальный портал VVV.RU Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100 Дайвинг - рейтинг DIVEtop

© 2008-2009 All rights reserved. Макет и разработка сайта Andriy Matusevich. Перепечатка, копирование и воспроизведение материалов сайта "Украинский портал технического дайвинга " возможно только с письменного разрешения владельца.